Иллюстративный контент с каждым годом набирает новые обороты и в настоящем 2020 году присутствует почти в каждом оформлении тематических медиа, понемногу замещая фотоизображения. Чем вызван такой тренд на иллюстративную графику?
Погоня за потреблением и производством избыточной информации
Одним из важных звеньев причинно-следственной связи является эпоха глобализации и, соответственно, погоня за потреблением и производством избыточной информации за счет всех имеющихся у нас ресурсов: будь то ежедневный ритуал просмотра новинок-сериалов, выходящих быстрее, чем мы успеваем отрефлексировать уже просмотренные, пополнение новыми лайф-фото ленты Instagram на автоматизме, ленты других соцсетей, огромное количество статей с гиперссылками (привет Бодрийяру), которыми успели за день поделиться с нами близкие друзья или коллеги, желающие обсудить повестку нового дня.
Почти все, что мы потребляем из «стандартного набора» информационных ресурсов, насыщенно именно фотографическим контентом. Здесь не имеет место быть какое-либо оценочное суждение на этот счет — это ни хорошо, ни плохо, это всего лишь фактологическое утверждение.
Разумеется, желание социальной вовлеченности в новостной поток у современного человека (в особенности у поколения миллениалов) чрезвычайно обострено: их пугает потеря времени и утрата контента, ведь это может оставить их на обочине современного прогресса.
Выделиться на фоне такого мощного информационного потока характерным качественным фотоконтентом представляется достаточно сложной задачей. Таким образом, иллюстрация является очевидным решением для того, чтобы выделиться на фоне основного рынка.
На следующем примере оформления тематических медиа можно заметить, в какую визуальную «мешанину» превращается общее восприятие ресурса с быстро подобранными для контента фотографиями с первых страниц shutterstock, апеллирующих к первичным и стереотипным ассоциациям для определенных тематик.
Оформленный таким образом ресурс можно спутать с каждым третьим сайтом в подобной тематике и, соответственно, вероятность визуального запоминания со стороны потребителя — довольно низка: такой сайт попросту смешается в памяти с сотней таких же просмотренных за последний месяц.
Совсем иначе происходит процесс закрепления «визуальных якорей», когда медиа использует характерно узнаваемую авторскую иллюстрацию, придающую сайту свой собственный стиль. Достойным примером будет система оформления курсов Skillbox.
Не стоит забывать и о том, что бренды хотят попасть в свою аудиторию с минимальными рисками, поэтому готовы использовать максимум каналов в своем продвижении: YouTube, наружная реклама, социальные сети, ТВ и пр.
И здесь появляется вопрос затрат на создание контента для множества каналов, возможности его быстрого масштабирования и реализации без дополнительных затрат на подготовку (в случае с фотосъемками, например, все значительно осложняется за счет необходимости поиска локаций, проведения кастинга, длительный продакшн и пр.).
В таких случаях создание анимированных роликов или иллюстраций является своего рода «спасательным кругом»:
- значительно меньшие затраты времени;
- простота реализации;
- возможность безболезненного масштабирования и изменения по ходу проекта.
Пример компании Ростелеком, которая уже перешла на иллюстративную графику:
Эволюция потребителя, его насмотренность
Это совершенно воодушевляющий факт: бренды перестают использовать клишированные решения, чтобы завоевать сердце своего потребителя.
Сейчас практически никому не будут откликаться разрекламированные ранее образы «успешности», типа «дом—дерево—сын», счастливая домохозяйка, бизнес-консультант с говорящей атрибутикой вроде дорогих часов, стакана кофе напротив модного офиса. Такие символы стали уже настолько традиционными, что начинают отдавать визуальной пошлостью и навязыванием далеко не всем близких ценностей.
Вот пример очевидной разницы восприятия визуала: смысловая нагрузка остается одной и той же, однако форма подачи (флэтовая иллюстрация) является менее тривиальной и более располагающей даже для сопровождения материала с традиционной, а не инновационной тематикой.
Полиаудиторность и социальная ответственность
Иллюстрация, как ни странно, решает и эту задачу. Коммуникация с конечным потребителем является успешной в том случае, когда ему легко и быстро удается проассоциировать себя с визуальным образом.
Поскольку мы живем в эпоху процветающей инклюзивности, методов ненасильственного общения и прочего, у прогрессивных брендов закрепляется тенденция использования в коммуникации наиболее абстрактных и усредненных образов. С целью сделать контент более полиаудиторным, ненавязчивым и избежать промахов за счет прямых ассоциаций, конкретных черт и атрибутов. Таким образом, коммуникация может становиться более мягкой, дружелюбной и открытой:
Уместно будет упомянуть ресурс Headspace — современную интерактивную систему обучения медитации для столь спешащих и не имеющих свободной минуты людей ХХI века. Её создатель — популяризатор медитации на Западе Энди Паддикомб. Приложение создано с внедрением элементов геймификации: возможность отслеживания прогресса, поощрение и награды. К тому же «Headspace» развеивает все мифы вокруг медитации как таковой. Сложно представить, чтобы для ресурса использовался клишированный фотоконтент с изображениями счастливых людей, бегающих по солнечным полям.
Если Headspace использует в графике иллюстративных вымышленных персонажей, то Facebook, внедряет стилизованные человеческие образы, но тем не менее не играет с механикой объективации (стереотипных характеристик, создающих однотипный ложный образ, на который потенциальные потребители якобы должны равняться). Образы людей либо абсолютно разнообразны, либо по ним невозможно определить маркеры, накладывающие на них определенные «ярлыки»: будь то профессия, комплекция тела, расовая принадлежность и прочее:
Разнообразие сфер для использования иллюстрации
Иллюстративная графика активно внедряется во множество сфер: и менее, и более консервативные. Рассмотрим лишь некоторые из них.
Социальные медиа
Пример: Update — проект, который обсуждает «неудобные» темы. Рушит табу и рассказывает о сексуальности, о роли женщины в обществе, о стереотипах и моделях поведения современного человека. Психологическое здоровье, забота о теле, экологичная коммуникация, уважение разнообразия — ценности молодого поколения, которые они с радостью разделяют. Контент оформляется совмещением различных иллюстративных техник (коллажирование, векторная иллюстрация, акварель и пр.).
Пример: 34mag.net — интернет-журнал про актуальное в мире и в Беларуси. Одна из рубрик журнала, связанная с социально-политической проблематикой, оформляется узнаваемыми работами иллюстраторки под ником sheeborshee.
Оформление информационного контента
Использование иллюстраций для оформления лендингов как никогда актуально: у авторов сайта есть всего лишь несколько минут на привлечение внимания перешедшего по ссылке посетителя, чтобы тот не вернулся листать ленту facebook’a, потому что там интереснее.
IT сфера
IT-сфера в числе первых подхватила тренд и активно использует иллюстративный контент (как правило стилистику флэтовой графики) в первую очередь для выполнения информативной функции: предоставление сведений, информации о продукте / услуге в наиболее удобном, привлекательном и легком для восприятия виде.
Таким образом, иллюстрация решает в этой сфере сразу две задачи: моментальный «визуальный якорь» — запоминание и четкая ассоциация продукта с сопутствующей ему визуализацией и понимание основной задачи / сообщения последующего контента.
Принципы формирования иллюстрированного контента для IT-сферы
За непродолжительный период выработались некоторые наиболее характерные, вот некоторые из них:
– прямая, буквальная визуализация основного сообщения контента (изображение продукта, его свойств, характеристик)
– отображение нескольких ключевых понятий-символов, которые являются довольно акцентной отсылкой к главному сообщению (например, узнаваемые элементы интерфейса или диджитал среды: кнопки, курсоры, панели сообщений, в то время как основной массив иллюстрации может быть довольно абстрактен и выполнять лишь декоративную функцию)
– параллели с иной деятельностью / активностью (как правило динамичной: например, виды спорта или любой другой активный досуг).
Именно такой принцип использовался при разработке иллюстраций для визуализации услуг компании PG-Reforming:
Айдентика, упаковка
Иллюстрация в сфере упаковки является крайне востребованной, поскольку позволяет подчеркнуть определенное позиционирование продукта (от отражения премиальности и минималистичности до вектора современного модерна или даже абсурдизма).
Из-за стилистического разнообразия она используется в оформлении и косметических, и продуктовых, и технологических брендов.
Использование иллюстраций в упаковке дает внушительный ряд преимуществ
Вот лишь некоторые из них на примере кейсов нашей компании (PG Reforming):
– возможность использования приема сторителлинга (что подчеркивает характерные свойства продукта, его назначение и особенности или определенный бэкграунд бренда, его историю и пр.)
– выделение за счет иллюстрации лимитированной линейки продукта на фоне основной (как правило активно используется при коллаборации с партнерами, позволяет поддерживать интерес со стороны потребителя по отношению к давно знакомому, узнаваемому бренду).
К тому же внедрение качественной иллюстрации в “ограниченную серию” добавляет самоценности продукту за счет потенциала коллекционирования со стороны потребителя.
Именно такую функцию выполнила разработка дизайна упаковки для лимитированной серии пива бренда «Бобров», приуроченная к ежегодному музыкальному фестивалю «Рок за Бобров». В данном случае иллюстрация несла в том числе внедрение дополнительной активности во взаимодействие с упаковкой: в нее были внедрены пасхалки, при нахождении которых у потребителя была возможность получить бесплатный билет на фестиваль.
Такой пример буквально показывает возможность использования иллюстрации в упаковке еще и как отправной точки для последующего внедрения дополнительных активаций.
одним из самых впечатляющих и привлекательных преимуществ является разнообразие использования иллюстрации в самых разных ценовых сегментах и характере позиционирования продукта. Как правило это решается выбором стилистики используемой иллюстрации:
Подводя итоги
Иллюстрация как тренд по вполне закономерным причинам набирает популярность и, вероятно, будет оставаться актуальной еще довольно долгое время. Поскольку является универсальным и менее затратным способом выделить медиа на фоне остального рынка, подчеркнуть характерный стиль на столь обширном поле используемых каналов коммуникации и распространиться на более широкую аудиторию потребителей.
Хотите быть на волне трендов? Мы создадим иллюстрацию, которая раскроет индивидуальность вашего продукта или услуги
Автор:
Виолетта Валюкевич
Дата публикации:
13 января 2020
Профессионально и креативно решим вашу задачу!
Познакомьтесь с нами и оцените наш опыт!
Начнем работу вместе!
Ищете креативного партнера? Напиши нам, и мы ответим в самое ближайшее время!
связаться с нами